Й О Г А , ОБ''ЕДИНЯЮЩАЯ ВОСТОК И ЗАПАД
Местная точка сборки Йога Ароматерапия Фотоальбом Гостевая книга ИНЫЕ МИРЫ.
Сальвараджан Есудиан и Элизабет Хайч. Избранные главы из книги.

Предисловие.
В Европе существует много ошибочных взглядов на систему йоги. Это слово, которое совершенно случайно употреблялось теми, кто был привлечен мистицизмом Востока и кто им занимался поверхностно, так же как и оккультизмом.

Очень немногие познали истинное назначение системы йоги. Слово йога непосредственно связано с древними сказаниями Индии и с одним из их применений.

При помощи этого метода человек достигает полного самоконтроля над сознанием и телом в надежде, в конечном счете, уметь обращаться с бесконечностью. Это метод воспитания абсолютного сознания. Для того, чтобы достичь этого, необходимо развивать высокое чувство сосредоточения, которого можно достичь полностью, овладев своим разумом.

Полный контроль над своим разумом возможен только при полном контроле над телом. Следовательно, контроль над телом является первым шагом в этом процессе самосовершенствования, которого нельзя достигнуть, если тело не будет полностью развито и тренировано, что можно достичь системой упражнений, называемой Хатха-Йогой.

Хатха-Йога начинает с подчеркивания того, что самый первый шаг в этом направлении - это правильное дыхание. Затем продолжается оно серией А_С_А_Н - положений для совершенствования человеческой системы. Это наука, и, притом, наука современная. При ее помощи можно, по крайней мере, приобрести здоровое тело, а это поможет формироваться и здоровому духу. Нет в этом учении никаких секретов. Хатха-Йогой могут заниматься как люди Востока, так и люди Запада. Все что требуется - это желание иметь здоровое тело, а для выполнения этого желания человек должен хотеть этого, приложив к этому определенную настойчивость. Йога также совершенна, как наука о физической культуре.

Настоящая книга рассеет много неверных представлений, существующих о системе йоги в практике, и принесет пользу всем тем, кто прочтет ее.

Глава 1

ПРАВДИВАЯ ИСТОРИЯ БОЛЬНОГО МАЛЬЧИКА

Когда-то в солнечной Индии, в городе Мадрасе, жил ху-удой и болезненный мальчуган. К тому времени, когда ему исполнилось пятнадцать лет, он успел переболеть почти всеми серьезными болезнями - скарлатиной, дизентерией, тифом, холерой и другими инфекционными болезнями, столь часто встречающимися в тропиках. То, что он был еще жив, можно было считать чудом. Да, он был жив, но в каком плачевном состоянии находилось его тело! Одна кожа да кости. Личико его осунулось, глаза глубоко запали, грудь была узкой и впалой. И это несмотря на то, что мальчик никогда не испытывал нищеты и лишений. Напротив, его отец был знаменитым врачом, к которому потоком шли больные. Мать его была самой нежной, самой заботливой матерью на свете. И все же в их дом в Мадрасе, с большим тенистым двором, счастье заглядывало редко. Обитателям выпал удел постоянных забот и тревог - ведь столь тщательно опекаемый ими ребенок более походил на тень, чем на живого человека.

Его отец перепробовал все известные ему средства медицины, стараясь хоть как-то поддерживать в своем сыне жизнь.

И вот однажды настал день, когда мальчика отправили в школу и его жизнь несколько изменилась. Он стал больше проводить времени вне дома, играя со сверстниками.

Но, несмотря на это, его жизнь сильно отличалась от жизни его друзей. В школе его освободили от уроков гимнастики, а дома, как и прежде, оберегали от малейшего дуновения ветерка.

В четырнадцать лет он заболел пневмонией, но, как это случалось и раньше, каким-то чудом выкарабкался. Бесконечная череда забот снова свалилась на плечи его родителей. Через полгода мальчик уже чувствовал себя неплохо, но простужался от любого сквозняка.

Словами и не описать той зависти, которую испытывал этот болезненный ребенок к своим одноклассникам, наделенным крепким здоровьем. Во время уроков гимнастики в английской школе он забивался в угол школьного двора и оттуда с тоской в глазах наблюдал за резвыми движениями других ребят. А когда все расходились, он принимался бегать и скакать, размахивая руками, повторяя увиденное на уроке. К пятнадцати годам его самочувствие улучшилось. Он уже не так часто простужался. Однако тайно выполняемые неправильные упражнения стали причиной головных болей и сердцебиения.

Несмотря на хрупкость тела и отсутствие ощутимых результатов, жажда новых начинаний в мальчике осталась. Он часто убегал, бродил по лесам и полям в надежде найти поселения йогов, так называемые ашрамы. Однако его поиски были тщетными, и ему приходилось довольствоваться наблюдением за странствующими факирами, демонстрировавшими на улицах свое мастерство. Он не питал особых пристрастий к этим факирам, но восхищался настоящими йогами. Врожденные инстинкты подтолкнули его к изучению мистических наук Древней Индии. Он прочитал все книги из библиотеки отца, относящиеся к этому предмету. Он узнал и теории духовных наук: Раджа-йоги, Джняна-йоги и Карма-йоги, открывающих радость духовных высот и дающих ученикам удовлетворение, веру и силу духа. Он нашел множество книг по Хатха-йоге, в которых содержались тысячелетние секреты приобретения физической силы и здоровья. Легко представить энтузиазм ребенка со столь слабой физической конституцией. Он запоем поглощал содержание открытых им книг, начиная читать после уроков и засыпая лишь с рассветом.

Однажды, читая об "асанах", позах йоги, и дыхательных упражнениях, дающих силу и здоровье, он вдруг отбросил одеяло и сел на постели, скрестив ноги так, как описывалось в первом упражнении. Затем, одну за другой, он постарался выполнить все основные позы, чуть не вывихнув себе ноги. Далее, прочитав об особой важности глубокого дыхания в жизни человека, он попробовал выполнить дыхательные упражнения пранаямы. Наполняя свои слабые легкие воздухом, он задерживал дыхание, пока не почувствовал, что вот-вот лопнет. Потом он встал на голову и начал выполнять различные асаны до тех пор, пока не свалился с кровати, гулко ударившись головой и перебудив всех домочадцев.

На следующий день он чувствовал себя разбитым и беспомощным, у него болели все члены, а его легкие готовы были разорваться.

После недели таких опытов он отложил книги, обливаясь горькими слезами. Мысль о том, что последний шанс приобрести физическую силу был для него потерян, делала его безутешным. Он оставил все надежды, полагая, что никогда уже не сможет быть здоровым, не сможет бегать и бороться с товарищами по школе, наслаждаясь радостями здоровой беспечной юности.

С этого момента он замкнулся в себе. Он стал презирать тело и интересовался только духовными вопросами. Но одно лишь чтение книг не могло удовлетворить его. Все больше и больше его вниманием овладевали проблемы, слишком серьезные и глубокие для его возраста.

Однажды, душным осенним вечером, он снова убежал прочь из города. В манговой роще, в нескольких милях от поселений, он - наконец-то! - нашел мастера Хатха-йоги!

Мастера окружала группа молодых людей, внимавшая его словам. Во время урока мальчик прятался и издали наблюдал за происходящим. Он видел, как молодые люди с великолепно развитыми телами выполняли странные упражнения. Ему казалось, что все они просто излучали здоровье. Когда занятие закончилось и ученики разошлись, мальчик подошел к мастеру и робко попросил принять его в число учеников.

Через два месяца врач из Мадраса едва узнал своего сына. Теперь он был выпрямлен, как стрела, его грудная клетка увеличилась, плечи стали шире. А к концу года объем его грудной клетки увеличился на четыре дюйма. Мышцы его рук и ног практически удвоились в окружности. С тех пор он уже никогда не болел. В одночасье он стал самым ловким мальчиком в школе - и это без участия в уроках английской гимнастики!

После смерти отца, когда мальчику исполнилось двадцать лет, он отправился в далекий город, чтобы снова навестить мастера, которому был обязан своим здоровьем, силой, да и самой жизнью. Он сказал мастеру, что почувствовал внутренний импульс, побуждающий его совершить длительное путешествие в Европу. После трогательного прощания мастер сказал:

"Езжай, мальчик мой, познакомься с Западом. Сравни людей на Западе с теми, что живут на Востоке, - западный и восточный образы жизни - и найди точку, в которой их пути пересекаются. Научись у западных людей тому, в чем они нас опередили, и научи их тому, в чем люди Востока уже достигли высокого мастерства. Езжай и работай над тем, чтобы соединить эти пути. Со временем ты поймешь, что наука Хатха-йоги - это не только путь к здоровью, но и единственный метод в физической культуре, основанный на единстве души и тела. Хотя это наука развития тела, она, тем не менее, основана на умственных и духовных силах".

Юноша обратил на мастера сияющий взгляд, сложил руки и поклонился.

"Мастер, я понял это уже давно, когда пытался развивать свое тело. Когда я направлял внимание на различные участки моего тела - мускулы и нервные центры, я наблюдал развитие во мне дотоле неведомых духовных сил. Чем больше я овладевал своим телом, тем более возрастала моя сила воли. Вы вернули меня к жизни, вы превратили слабого, измученного мальчика в атлета. Я даю вам обещание..."

"Не обещай ничего, мальчик мой!.. Запад суматошен и суетлив и не хочет обращать внимание на мир Востока. Но ступай, и делай то, что должен сделать. И если тебе удастся передать науку йоги хотя бы нескольким друзьям, считай, что ты выполнил свой долг перед братьями Востока. В любом случае, учение привлечет лишь тех, чей разум не ослеплен материализмом и чей духовный мир открыт более прекрасному и высокому жизненному укладу... Но помни, это - твой самый священный долг. Когда ты услышишь сквозь время и пространство мой голос, ты поймешь, что пора возвращаться домой, что родная земля призывает тебя... Ступай, мой мальчик, да пребудут с тобой Небеса!.." Вот так я попал в Европу.
Г л а в а 2.

ЧТО ТАКОЕ ХАТХА - ЙОГА


Человек является величайшим чудом и загадкой на земле. Тело его, состоящее из костей, мяса и крови, скрывает тайны, которые он стремится разгадать в течение тысячелетий, разглядывая в лицо этого сфинкса.

Многие пытались разгадать эту тайну, но не многим удалось заставить заговорить сфинкса. Только немногим искателям, которые неутомимо все глубже и глубже рылись в себе, удалось, наконец, постигнуть величайшую тайну - себя. В Индии многие посвятили этому вопросу всю свою жизнь и изучили тайны человеческой души, с незапамятных времен задаваясь вопросом: "Что такое человек и каков его удел на земле?", они ушли от волнений мира сего и сосредоточились мыслью на одном вопросе: "Кто я?" Их неустанные старания, железная выносливость и стойкость на этом пути и стремление, с которым они следовали в поисках истины - все это вместе взятое принесло свои плоды. Они поняли жизнь. Они сумели увидеть самые сокровенные тайны, они увидели путь, избавляющий от страданий и ведущий к свободе, к счастью и блаженству. Они узнали, что это состояние может быть достигнуто каждым человеком, и те, кто посвятился, стали учить людей пути освобождения и свободы.

Много разных путей ведут к вершине. Много людей изберут удобный легкий путь, ибо их физическая конструкция не приспособлена к крутому восхождению. Другие изберут краткое, но более крутое восхождение. И, наконец, есть такие, которые изберут самый краткий путь и взберутся на отвесные скалы, чтобы достигнуть вершины скорей.

Человек может подойти к своему внутреннему великому "Я" разными путями, соответственно своим духовным и физическим способностям. Великие учителя разработали несколько систем, чтобы сделать возможным для каждого познать себя. Эти системы сокращают путь, и те, кто принимает их, постигнут себя быстрее и легче.

Коллективное имя всех этих систем - Йога. Великие учителя, которые достигли своей цели при помощи системы йоги, называются йогами. Различные системы йоги отличаются друг от друга в деталях. Сущность их и цель всегда одна - совершенное познание себя.

Однако, эта цель может быть достигнута лишь при помощи безусловной дисциплины, следовательно, различные системы йоги учат нас прежде всего самоконтролю. Но есть системы йоги, исходящие из контроля ума и мыслей, и контроля над чувствами, и другие, исходным началом которых является тело и т.д., сообразно с естетсвенными способностями и наклонностями ученика.

Соответственно разным путям, разные йоги имеют и разные названия. Однако, рекомендуется начинать с контроля над телом. Это путь отличного здоровья и название этой системы Хатха-йога. Название покоится на истине, на которой она основана. Наше тело оживляется положительными и отрицательными токами, полное равновесие которых дает полное ощущение здоровья.

На древнем языке востока положительный ток обозначен буквой "ХА", равноценной по значению солнцу. Отрицательный ток назван "ТХА" и отождествлен с понятием луны. Слово "Йога" имеет двойное значение: с одной стороны, оно обозначает "слияние", "соединение", "об''единение", и, с другой стороны, "коромысло", "равновесие". Таким образом, ХАТХА-йога обозначает совершенное значение двух энергий: положительной - солнца и отрицательной - луны, их соединение в полной гармонии и совершенном равновесии и способность контролировать эту свою энергию обусловленно, а это означает подчинить ее себе... Эта система является единственной во всем мире, так как она сознательно совершенствует тело, устраняет его физические дефекты и наполняет силой.

Хатха-йога возвращает нас природе, знакомит нас с целебными силами, находящимися в травах, деревьях и корнях, знакомит нас с нашим собственным телом и силой, действующей в нем, и ведет к полной гармонии тела и души. Наше тело реагирует на мельчайшие импульсы разума, а на состояние психики сильно влияет состояние тела.

Эта взаимная связь используется Хатха-йогой, и оба, психика и тело, делаются здоровыми. Путь, которым нужно следовать, следующий: необходимо сознательно направлять деятельность нашего тела. Даже симпатическая нервная система и все те органы, деятельность которых обычно не зависит от нашего сознания, нужно заставить служить своей воле. Неисчислимыми преимуществами этого является то, что функционирование любого органа может быть улучшено или прекращено [увеличено или уменьшено] и тело может быть избавлено от болезней, происходящих от функциональных причин. Например, я смогу контролировать деятельность своего сердца и смогу предотвратить сердцебиение, возникающее под влиянием плохих известий, страха или внезапной радости и, таким образом, уберечь его от разрушений, перерождения сердечной мышцы или других заболеваний. Или же, если я смогу контролировать секрецию желез, я смогу управлять функционированием почти всех органов моего тела и, таким образом, управлять своим физическим состоянием.

Те Хатха-йоги, которые достигли наивысшего совершенствования этих способностей, имеют полный и абсолютный контроль над телом. Они могут при помощи своей воли регулировать функции любого своего органа или части тела.

Многочисленные путешественники с Запада, которым после многих трудностей посчастливилось найти настоящего Хатха-йога во время своего посещения Индии, подтверждают тот факт, что йоги в возрасте 80-90 лет выглядят 30-40-летними и что по западным стандартам они живут до невероятной старости потому, что они могут по желанию перезаряжать свое тело новой жизненной энергией. Однако, просто продлить свою жизнь не является целью йога. В больном теле очень трудно развить сознательность. Потому мы должны сначала познакомиться с силами, действующими внутри нас, чтобы уметь правильно использовать последние - и наше тело не будет тормозить наше умственное и психическое совершенствование.

Некоторые люди довольствуются овладением силы самовнушения и внушения, которыми они могут производить вещи, обычно рассматриваемые как чудеса. [Такие люди называются факирами и дальше прогрессировать не будут.]

Настоящий Хатха-йог никогда не будет выставлять напоказ свою науку и достижения для удовлетворения праздного любопытства, но лишь для помощи ближнему. Хвастающиеся своими успехами и демонстрирующие их кому и где попало, суть не настоящие йоги.

Мой руководитель, например, никогда не говорил нам и не показывал, какими силами он может руководить. Как-то он сидел у своей хижины в чаще леса, а мы, дети, были поглощены разговорами на лужайке. Вдруг из чащи вышел мангуста. Полумертвое маленькое животное ползло по земле, и когда оно подползло ближе, мы увидели, что оно страшно искусано змеей. Мангуста с трудом доползла до хижины, где и остановилась, обессиленная и мучимая болью. Наш учитель положил руку на маленькое животное и впал в транс и так оставался некоторое время. Внезапно мангуста задрожала, встряхнулась и снова побежала свежей и здоровой. И только теперь мы случайно увидели, какими силами руководит наш учитель. В недавнее время западная медицинская наука обратила внимание на Хатха-йогу и те, кто постиг Хатха-йогу, дают ценную информацию для медицины.

Высшая степень Хатха-йоги является такой интересной и полезной, что стоит того, чтобы обратить внимание на нее, познакомиться с ней и, тем более, овладеть ею. Даже великие учителя начинали обучаться с этого, ибо без знания алфавита невозможно научиться читать.

Первое, чему учит Хатха-йога - искусству быть здоровым. Первое, что нужно - это познакомиться с нашим телом, но не только с анатомией его в западном понимании, ибо анатомия учит о частях тела и органах, где они расположены. Истинное знание своего тела - это нечто большее: это когда я знаю, где есть мое сердце и я могу чувствовать не только его биение, но и его желудочки, предсердия, клапаны, все так четко и отчетливо, что это состояние можно было бы выразить следующим образом - "Я - сам мое сердце", и я должен сделать то же самое с моим желудком, печенью, почками и каждой клеткой моего тела. Тот, кто никогда не занимался йогой, упражнениями может самое большее чувствовать свое небо и внутреннюю сторону рта на всем его протяжении. Но вот кто хочет стать хатха-йогом, должен практиковать так долго, как он будет в состоянии, чтобы направить свое внимание на мельчайшие части своего тела. Когда он достигнет этого, следующим шагом будет - направлять свое внимание, силой воли, на желаемые части своего тела, и тогда нет необходимости входить в свое сердце, но только подчинить его своей воле. "Мое сердце должно подчиняться моей воле так, чтобы оно могло, согласно моей воле, накачивать кровь быстрее и медленнее - как мне лучше". И это возможно.

Так же, как каждый может шевелить своими пальцами, языком и другими частями своего тела по своему желанию, путем систематических упражнений можно развить способность контролировать любую часть своего тела. Даже среди обычных людей существует много различий, связанных с профессией, воспитанием, темпераментом, особенностями и склонностями, например: пальцы пианиста намного чувствительнее и независимее, чем пальцы никогда не игравшего на пианино, потому что пианист сделал их такими при помощи постоянных упражнений. Ученики Хатха-йоги должны также изо дня в день настойчиво тренироваться так, чтобы уметь направить свое сознание в любую часть своего тела. Оправдывает ли это себя? Результат достоин восхищения. Занимающийся упорно понемногу научается контролировать силу в себе. Он узнает и чувствует, что имеется два жизненных активных течения в его теле и что полное равновесие этих двух сил означает отличное здоровье. Одновременно с расширением своего сознания ученик приходит к пониманию и чувству того, что он живет во времени и пространстве, живет благодаря тому, что он несет в себе полярность и ритм. Он начинает чувствовать и видеть тайну сотворения в тот момент, когда созидательные причины остаются чистыми и рождаются два - положительный и отрицательный - полюса и нарождается полярность, между которой возникает пульсирующая связь, порождается ритм и тут начинается проявление жизни.

Даже в кристалле мы открываем присутствие положительного и отрицательного полюсов и мы находим их при всех проявлениях жизни.

Полярность и ритм дают жизнь всей Вселенной. Движение гигантских тел, солнечных систем в бесконечном пространстве с планетами и спутниками, пульсация сердцебиения живых существ, наше собственное дыхание и бытие - все проникнуто ритмом, берущим начало в полярности. Положительные и отрицательные течения ритмичности чередуются, создавая положительные и отрицательные условия в полном равновесии. В индийской мифологии ритм активен и деятелен во всей Вселенной и символизируется фигурой танцующего бога Шивы, где танец является проявлением ритма. На Земле также имеются два полюса и мы, люди, рожденные из пыли и возвращающиеся в пыль, также несем в себе положительную и отрицательную полярность. Положительный полюс находится на верхушке черепа, где волосы образуют вихор. Отрицательный полюс находится в самом нижнем отделе позвоночника. Между этими полюсами происходит течение (поток) [течет ток] чрезвычайно высокой частоты и короткой длины волны.

Напряжение между этими двумя потенциалами и есть жизнь, и потому носителем жизни является спинной хребет.

Когда жизнь становится сознательной, мы называем это состояние самосознанием. Посредством нервной системы оно излучает себя во все стороны и части нашего тела, что и есть жизнь. Человек несет в себе положительные посылаемые и в то же время отрицательные получаемые друг другу противостоящие характерные особенности своего бытия. Внутри своей личности, сотканной из противоположностей и противоречий, он должен соединить противоположности вместе, дополнить одно другим и сохранить полное равновесие. Только тогда человек достигает совершенства. Так же как цвета: красный, синий, лиловый [фиолетовый] и др. являются противоположными, а соединение их дает белый цвет - совершенство. Законы тела и духа [Законы духа] включают самоотверженность, тогда как тела - эгоизм. И все же человек должен научиться соединять эти две противоположности в совершенной гармонии и проявлять их в себе. Этой истине научились и научили людей мудрецы, которые всегда жили на земле, ибо знали тайны живого напряжения между положительными и отрицательными полюсами.

Сознание обычного среднего человека находится все еще на низком уровне развития, и радиация жизненных потоков в его теле является сознательной только в очень малой степени, так как большая часть их автоматична - бессознательна. Тело человека с низким уровнем развития намного менее жизнедеятельно, нежели тело человека с более развитым сознанием. У людей с низким уровнем сознания равновесие легко может потеряться из-за несоответствия уровня развития ума, так как несознательная часть их личности преобладает, что выражается также и в манере думать. Результатом является нарушение равновесия между положительными и отрицательными потоками.

Нарушение же совершенного равновесия между двумя жизненными энергиями развивает состояние, называемое болезнью. Поэтому главным условием здоровья является постепенное расширение нашего сознания и приведение его во все части и органы нашего тела. Поступая так, мы можем избежать нарушения порядка в теле - мы можем предотвратить болезнь. Если же болезнь уже существует, мы сознательно и намеренно восстанавливаем состояние порядка. Вот чему учит наука и искусство, известное под названием Х_А_Т_Х_А_-_Й_О_Г_А_.

***
Глава 5.

ЧТО ТАКОЕ ПРАНА?


Много тысяч лет назад просвещенные люди Востока учили, что всякая сила и все виды энергии, действующие во Вселенной, имеют какую-то внутреннюю первопричину - зародыш, из которого возникает всякая жизнь, всякая деятельность. По своему происхождению эта потенциальная сила (в первичном виде) называется П_Р_А_Н_А_.

Абсолютная руководящая и контролирующая сила праны есть мысль. Мысль - это ключ, открывающий двери жизни перед нами. Хатха-йога учит своих учеников самовнушению, чтобы они не зависели от помощи других, а наоборот - сами сопротивлялись бы всем внешним влияниям. Цель обучения йоге - освобождать и развивать достоинства в каждом человеке с целью активизировать могучие силы, духовные и нравственные достоинства и сокровища, дремлющие в каждом и подавленные неправильным воспитанием, ложными мнениями, малодушием, недостаточной уверенностью в себе и страхом. Таким образом, посредством йога-системы, каждый может получить хорошее физическое развитие и здоровье.

Истинное излечение может иметь место только тогда, когда целительные силы разбужены в самом пациенте. Если мы хотим быть здоровым, мы должны прежде всего верить в свое здоровье. Если мы во что-нибудь верим, то мы будем бороться за это. Представим самих себя абсолютно здоровыми.

Отрицательный индивидуум со своим больным рассудком всегда ипохондричен и поступает противоположно необходимому. Он воображает себя всегда больным. Не удивительно, что тысячи всяких неприятностей появляется, пока он действительно не заболеет. Будем же бороться за наше здоровье и потрудимся для него. Точно так же, как мы должны потратить время на туалет, мы должны потратить 30-40 минут в день, чтобы дать нашему телу то необходимое, без чего оно не сможет с успехом выполнять тяжелый повседневный труд. С нашим ежедневным хлебом дадим нашему телу ежедневную силу, чтобы переварить и усвоить его.

Сознательное применение контроля над принятием праны дыханием, путем концентрации мысли и регулирования дыхания называется пранаямой.