Аджня-чакра (шестая чакра)
ЗНАЧЕНИЕ НАЗВАНИЯ ЧАКРЫ:
«Авторитет, руководство, неограниченная власть».
МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ: продолговатый мозг; шишковидная железа; межбровье. БИДЖА-ЗВУКИ НА ЛЕПЕСТКАХ:
ТАТТВА (ЭЛЕМЕНТ): Maxa-mammea, в которой все элементы представлены в своей разреженной, очищенной сущности (танматра). Согласно философии санкхьи, махат, или маха-тат-тва, состоит из трех гун и включает в себя манас ,буддхи, ахамкару и чшпту.
ФОРМА ЯНТРЫ: белый круг с двумя светящимися лепестками. Эти лепестки
представляют собой две доли шишковидной железы. В центре круга размещается лингам.
ОСНОВНОЙ БИДЖА-ЗВУК: АУМ.
НОСИТЕЛЬ БИДЖИ: Нада, или Ард-хаматра.
БОЖЕСТВО: Ардханаришвара — по-лумужчина-полуженшина, Шива-Шак-ти, символ
основополагающей двойственности; правая сторона этого божества является
мужской, а левая — женской. Ардханаришвара стоит на лингаме, именуемом итара- лингамом. Этот лингам имеет ослепительно белый цвет.
Кожа мужской половины тела Ардха-наришвары имеет камфарно-синий цвет. В правой руке божество держит трезубец, символизирующий три аспекта сознания: различение, волеизъявление и влечение.
Маха-таттва порождает пять махаб-хут (пять грубых элементов, то есть акашу, воздух, огонь, воду и землю). Однако, согласно Тантре, маха-тат-тва — это то же, что буддхи-таттва — источник манаса, буддхи, ахамкары и читты*
ЦВЕТ ТАТТВЫ: прозрачная светящаяся голубизна или камфарно-белый цвет.
ЛОКА (ПЛАН СУЩЕСТВОВАНИЯ): пшпас-лока, план воздержания, или покаяния (тапасъя).
ПЛАНЕТА-УПРАВИТЕЛЬ: Сатурн (солнечный тип, мужское начало).-
Женская половина тела Ардханариш-вары имеет розовый цвет. Эта сторона облачена в красное сари, а шея и руки божества усыпаны сверкающими золотыми украшениями. В левой руке оно держит розовый лотос — символ чистоты. В Ардханаришваре исчезает любая двойственность; это божество представляет собой завершенное единство и обладает собственным свечением и блеском.
На этом плане освобождения, или мокши, Шива обретает полную власть над всеми аспектами «Я». Третий глаз Шивы, орган ясновидения, называют сва-нетра.
Превращаясь в Сада-Шиву, «Вечного Шиву», этот бог уже не отделяется от своей Шакти как независимое мужское начало. Шива наделяет знанием, которое переводит дыхание (прану) и разум под руководство Ардханаришвары.
ШАКТИ: Хакини. У Хакини-Шакти четыре руки и шесть голов. Ее кожа имеет
бледно-розовый цвет, а украшения сделаны из золота и блистают драгоценными камнями. Облаченная в красное сари, она восседает на розовом лотосе с приподнятой левой стопой. Она передает людям знания безусловной истины и понимание недвойственности.
Эта богиня держит в руках следующие предметы:
• Принадлежащий Шиве барабан дамару, издающий непрерывный бой и
направляющий практикующего по правильному пути.
• Череп, символ непривязанности.
• Молу для джапы, инструмент сосредоточения.
Четвертая рука богини находится в мудре, дарующей бесстрашие.
ЭФФЕКТЫ ОТ МЕДИТАЦИИ: Медитирующий на этой чакре избавляется от всех грехов и загрязнений и входит в седьмую дверь, выводящую выше аджня-чакры. Аура этого человека проявляет себя таким образом, что любой, кто оказывается рядом с ним, становится спокойным и восприимчивым к утонченным звуковым частотам слога АУМ; ритм звучания АУМ возникает в самом теле человека, который становится таттва-титой, то есть поднимается выше таттв. В основе своей все желания являются игрой таттв, и потому, утверждая себя в точке между бровями, практикующий выходит за сферу любых желаний, которые являются побудительными силами жизни и подталкивают человека во всех направлениях. Кроме того, практикующий добивается сосредоточенности на одном, то есть становится трикала-даршином: познавшим прошлое, настоящее и будущее. Ида и питала ограничены рамками времени, и потому вплоть до достижения уровня пятой чакры йог также остается скованным временем. Однако под аджня-чакрой каналы ида и пинга-ла завершаются, и тогда йог переходит к сушумне, которая является калатитой, так как пребывает вне времени. На уровне этой чакры исчезает опасность возвращения вниз — духовное нисхождение уже становится невозможным, так как, до тех пор пока человек остается в физическом теле, он пребывает в неизменном состоянии недвойственного сознания. Он способен по собственной воле проникать в любое тело, понимать внутреннее значение космического знания и самостоятельно создавать новые писания.
Достигший уровня аджня-чакры, человек обнаруживает в себе божественное и
созерцает ту же божественность в других. На уровне четвертой чакры он
развивается благодаря ананде (блаженству), а на уровне пятой — посредством чита (космического сознания). Поднявшись к аджня-чакре, он становится сотом (истиной). Не остается ни наблюдаемого, ни наблюдателя. Человек достигает осознания «То есть Я, Я есть То» и воплощает собой сат-чит-ананду — «истину-сознание- блаженство».
Осознание пятой чакры представляет собой СОХАМ («То есть Я» — от га: «то», ахам: «я»). На уровне шестой чакры эти слоги меняются местами и превращаются в слово ХАМСА. Когда йог медитирует на атмане, или «Я» в бинду (точке, олицетворяющей в слоге АУM бесконечность), он постигает это «Я» как ХАМСА — в санскрите это слово также означает «лебедь». Лебедь способен долететь до тех районов, которые недоступны обычному человеку. Того, кто постоянно пребывает на этом уровне сознания, называют пара-махамсой.
ХАРАКТЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, СВЯЗАННОЕ С АДЖНЯ-ЧАКРОЙ: Шишковидная железа проникает в третий желудочек и окружена спинномозговой жидкостью. Чистая, как вода, жидкость исходит из сома-чакры (Лунной Чакры), расположенной над аджней.
Жидкость перемещается по полостям (желудочкам) мозга и нисходит по
позвоночному столбу к самому основанию позвоночника. Шишковидная железа
помогает регулировать это течение, делать его равномерным. Сама шишковидная железа чрезвычайно чувствительна к свету. Когда чело-
век поднимается на уровень аджня-чак-ры, свет образует вокруг его головы
сияющую ауру.
Поскольку в этом состоянии йог полностью контролирует свое дыхание и разум, он при любых действиях пребывает в непрерывном состоянии самадхи (осознания недвойственности). Любые его желания исполняются, и он способен по собственной воле видеть картины прошлого, настоящего и будущего.
В аджня-чакре соединяются ида (лунный поток), питала (солнечный поток) и
сушумна (центральный, нейтральный канал). Эти три «реки» встречаются в тривени
— основной обители сознания.
Шестая чакра охватывает планы различения (вивека), нейтральности (сарас-вати), солнечный план (ямуна), лунный план (ганга), планы подвижничества (тапас), насилия (химса), земного существования (притхиви), водной жизни (джала) и духовного служения (бхакти).
«Третий глаз» представляет собой «орган различения». Два физических глаза видят прошлое и настоящее, тогда как «третий глаз» способен проникать в будущее. На уровне аджня-чакры любые переживания и представления только способствуют очищению восприятия человека. В теле план нейтральности (сарасвати) проявляется как равновесие между солнечной и лунной энергиями. В сарае-вати составляющие двойственности — отрицательное и положительное — уравновешиваются, что приводит к состоянию чистой подвижности и нейтральности.
Солнечная (ямуна) и лунная (ганга) нервные энергии переплетаются во всех
чакрах, сливаются на плане сарасва-ти и становятся единым целым в аджня-чакре.
Это приводит к ощущению единства с космическими законами, которые проявляются на плане воздержания. Человек осознает, что являет собой бессмертный дух в бренном теле. Лунный водный план охлаждает любое чрезмерное тепло, выработанное повышением энергии, а также очищает различение. Бхакти-лока, план духовного служения, поддерживает в теле йога надлежащее равновесие.
Достигший уровня аджня-чакры, йог сам становится проявлением божественного. Он воплощает собой все элементы в их чистейшей форме. Никакие внешние и внутренние изменения уже не представляют собой проблемы. Разум достигает состояния единообразной космической осознанности, а любая двойственность исчезает.
|